Все
Отредактировано:22.11.09 19:29
[B]Пару слов о виртуальном[/B]
/многа букафф, но есть, над чем подумать/
В силу разных причин, такое "общение" больше похоже на разговор с самим собой, только по форме напоминает диалог...
Особенности виртуального "общения" создают как новые уникальные возможности, так и порождают психологические трудности. И главные причины - ограниченный канал восприятия информации, а также преимущественно вербальная форма общения. Невербальная коммуникация более информативна и значима, потому что меньше подвержена цензуре.
Когда человек бессознательно испытывает дефицит какой-то информации, ситуация, минуя сознательный контроль, расценивается им как угрожающая.
Человек получает информацию в непривычной для себя форме. Он не может вписать её в привычную систему оценок, которой привык пользоваться. Поскольку такое распознавание всё ещё минует сознательную сферу, требуется время на осознание проблемы и перекодирование ее в привычную форму. Видимо, таков механизм психологической защиты...
Восприятие человека человеком в Интернете / Как образ Другого влияет на поведение в виртуальной коммуникации
Условия, в которых происходит виртуальная коммуникация, существенно изменены по сравнению с условиями реального общения. Эти измененные условия накладывают свой отпечаток на процесс восприятия собеседника.
Основные особенности условий Интернет-коммуникации (существенные для рассмотрения данной проблемы) следующие:
Ограниченный сенсорный опыт: до сих пор большинство сред коммуникации в Интернете - текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации - это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведение.
Анонимность - всю информацию каждый пользователь предоставляет остальным исключительно по своему выбору.
Эти особенности коммуникации в Интернете позволяют поставить два вопроса.
1. Во-первых, как формируется образ Другого в условиях отсутствия той информации, которая в реальном общении содержится во внешнем облике?
. Во-вторых, как влияет на поведение человека то, что он воспринимается с точки зрения анонимного, невидимого для него самого партнера по коммуникации?
В таких условиях социальное восприятие в Интернете можно определить как восприятие анонимного незнакомца. Первое, что происходит при восприятии незнакомого человека - его категоризация, то есть, отнесение его к определенной социальной группе. Известно, что осуществление категоризации на основании внешнего облика - процесс, который преобладает на этапе формирования впечатления о незнакомом человеке. При первом знакомстве люди склонны в первую очередь определять, кем является воспринимаемый человек, то есть, его принадлежность к социальной группе: национальность, пол, возраст, статус, профессиональную принадлежность, эстетическую привлекательность и т.п.
Поэтому влияние невидимости пользователей Интернета друг для друга на социальное восприятие очевидно. Это прежде всего трудности определения его социального статуса, поскольку в виртуальной коммуникации отсутствуют индикаторы социальных ролей, которые в реальности отражаются во внешнем облике.
То есть, в Интернете нет признаков принадлежности другого к определенной социальной группе. Что происходит в результате того, что Другого в Интернете нельзя отнести к социальной группе?
Во-первых, неопределенность социального статуса может вызывать дискомфорт из-за того, что человек не знает, с кем он общается. Этот дискомфорт тем больше, чем более важна для человека собственная социальная принадлежность. В том случае, когда дискомфорт не возникает, скорее всего для человека не так важна собственная социальная принадлежность.
Во-вторых, известно, что образ Другого складывается из двух компонентов: прошлого опыта того, кто воспринимает, и информации о том, кого воспринимают. Поскольку в Интернете информация о том, кого воспринимают, сведена к минимуму, то на формирование образа Другого в Интернете наиболее существенное влияние оказывает прошлый опыт человека. То есть, образ другого в Интернете достраивается на основании прошлого опыта человека.
Так, образ другого может наделяться чертами идеала Я. Кроме того, другому человеку могут приписываться собственные черты объекта восприятия.
Итак, образ Другого в Интернете в условиях анонимности строится не столько на основе информации о нем, сколько на основе приписывания ему некоторых черт, которыми собеседник не всегда обладает. Идеализация собеседника или приписывание ему собственных черт может объяснять возникновение симпатии к собеседнику. Этим же объясняется и часто встречающееся разочарование при встрече в реальности знакомых только по виртуальному общению людей.
Разочарование объясняется столкновением образа другого, сформировавшегося в виртуальном общении, и гораздо более реалистичного и часто субъективно “худшего” впечатления при личной встрече в реальности.
Невидимость собеседника в виртуальной коммуникации приводит к тому, что образ Другого в виртуальной коммуникации начинает определяться не столько чертами другого, сколько особенностями субъекта восприятия - образ другого начинает строиться по аналогии с образом себя. То есть, образ другого достраивается на основе опыта того, кто его воспринимает, наделяется чертами субъекта восприятия или идеализируется. Этим можно объяснить возникновение симпатии при виртуальном знакомстве и частое разочарование при встрече.
А.Е. Жичкина